Самопожертвование, самоубийство и эвтаназия в глазах общества

Автор: abiens-abi Опубликовано: 25.11.2013 Рубрика: Мысли |

Все мы слышали о советских летчиках, идущих на таран; пехотинцах, ложащихся под танки с гранатой; матросах, закрывающих своими телами амбразуры вражеских дзотов. В глазах общества все они – бессмертные герои, отдавшие свою жизнь на благо Родине. В то же время все они совершили осознанное самоубийство, а как известно, церковь выступает против самоубийства, впрочем, как и наше общество. Так где же та грань, которая которая определяет дозволенность самоубийства?

Возьмем примеры из школьной программы литературы (школьный курс постоянно меняется, так что не факт, что примеры удачные). Первое, что приходит на ум, рассказ о советском герое, накрывшем своим телом гранату. Несколько человек были изолированы в подвале, а проходивший мимо немец кинул в окно подвала гранату. Один из парней не раздумывая бросился на гранату и накрыл ее своим телом. Достаточно очевидный пример самопожертвования. Однако этот человек не попытался поднять гранату и выкинуть ее обратно в окно, что приводит к мысли о склонности к самопожертвованию и суициду.

Другой, еще более не очевидный пример.  В начале ВОВ советские войска активно отступали сдавали свои позиции. Среди отступающих оказался один уже немолодой мужчина, который тащил на себе пулемет. В какой-то момент он совсем выбился из сил и решил остаться в городе. Он лег в укрытие между домов и когда в город парадным маршем входили немецкие войска, расстрелял несколько десятков человек. Что мы имеем в этом случае? Боец РККА попросту отказался от своей жизни, произвел действия, идентичные осознанному самоубийству. В любом случае он стал героем.

Церковь поощряет героизм, самопожертвование и отвагу, выражая тем самым, общественное мнение. Но порицает самоубийство (осознанное). В приведенных выше примерах самопожертвование перевешивает самоубийство и люди признаны героями. Но всегда ли все так очевидно?

Допустим, Некто совершает самоубийство в мирное время, не принося этим обществу видимой пользы. Церковь и общество порицают это деяние и предрекают наглецу муки в аду. Однако, в результате расследования выясняется, что до самоубийства мистера Некто довели мистер Кто-то и мадам Такая-то, путем угроз, шантажа, пыток и т.п. В итоге мистеру Кто-то и мадам Такая-то предъявляют обвинения и сажают в тюрьму, лишая возможности наносить вред обществу. Итак, самоубийство мистера Некто принесло свои плоды и дало пользу обществу. Реабилитируют ли его? Нет! Ибо он – самоубийца. Вот если бы он с гранатой под танк тогда да, тогда все просто и очевидно. А так – нет, слишком уж все запутанно…

Еще более неоднозначные ситуации: церковь порицает вредные привычки, распутство и наркотики. Тем не менее, в развитых странах распутство, нетрадиционная сексуальная ориентация и даже наркотики считаются нормой. Теперь допустим, что мистер М любил часто выпить, в результате чего у него развился цирроз печени и он умер. Будет ли это считаться самоубийством? Нет! А ведь должно? Мистер Н любил выкуривать по 2 пачки сигарет в день и умер от рака легких… Самоубийца? Да нет, ну что вы! Мистер О был наркоманом и однажды умер от передозировки. Он тоже не был самоубийцей. Ну а мистер К был геем и заразился ВИЧ от одного из своих любовников. Разумеется он тоже не был самоубийцей, хотя умер от СПИДа. Вся эта братия не только не принесла никакой видимой пользу обществу, но наоборот, наносила вред своим аморальным примером и поведением. Тем не менее мистер Некто будет считаться явным самоубийцей, а мистеры М, Н, О и К – нет! Несправедливо, не так ли?

Теперь обратимся к эвтаназии – т.н. “легкой смерти”. Отношение к ней неоднозначное. Мы рассмотрим тот случай, когда человек находится в сознании и может проявлять физическую активность. Итак, зная, что впереди у нашего героя только муки и неизбежная близкая смерть он должен жить, терпеть, страдать… Ради чего? А потому что самоубийство – грех! Ну, еще может быть произойдет чудо и рак 4-й степени пройдет сам по себе… Врачу умерщвлять пациента запрещает общество, а пациенту себя убить запрещает религия. Значит впереди только боль? А давайте вернемся чуть назад и вспомним про мистеров М, Н, О… Они ведь не были самоубийцами? Значит, если наш пациент начнет принимать наркотики для облегчения своих страданий, то самоубийством это считаться не будет? Все верно, так и есть. Нередко больным, находящимся на последних стадиях болезни, выписывают такие препараты, которые всем другим запрещены.

Вот только что-то неправильно во всей этой схеме. Вам так не кажется?

Все права защищены © 2010-2018 Per aspera ad astrum.
Политика конфиденциальности